?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
То, о чем не скажет Вукан Р. Вучик
legantmar

Уважаемые читатели, приношу свои извинения за эту статью не соответствующую формату журнала.

Все, что написано ниже - мое личное мнение. Не претендую на полную, объективную оценку, любые совпадения с чьими-то мыслями, публикациями или высказываниями являются случайными.

Вступление

Побывал 7.09.12 на открытой лекции профессора Вукан Вучика в МИИТ (Московский университет путей сообщения).

Профессор Вукан Вучик - http://www.building.su/articles/Vuchic.htm всю жизнь занимался организацией уличного движения.

Его философия заключается в необходимости развития наземного общественного транспорта, строительства легкого наземного метро (LRT). Тогда автомобилисты начнут пересаживаться на общественный транспорт и пробок станет меньше (не помню, говорил ли он, что они совсем исчезнут).

Впечатление

Лекция скучная, монотонная, переводчица не успевала переводить все в точности и целиком , один господин даже хорошо выспался.

Почему лекция называется открытой!? Есть какие то закрытые или платные?

По началу сложилось впечатление, что Вучик-менеджер-продавец заинтересован только в строительстве легкого метро, будто у него контракт с каким-либо производителем этих поездов и ему нужно «втюхать» свою продукцию во всех городах.

Понятно, что Вучик озвучил только философию концепции развития транспорта (даже не саму концепцию). Про развитие общественного транспорта в Москве почти ничего сказано не было, кроме того, что у нас все плохо, а вот метро прям спасает всю ситуацию. Хотя позже акцентировал все же внимание на то, что московский метрополитен строился в 1935г и был рассчитан на максимальную пропускную способность в 6 млн. чел, когда в Москве жило всего 2 млн. чел.

Всю лекцию пересказывать не буду, аудио запись вы можете послушать здесь 66Мб, длится около 1часа 18мин.

Заблуждение Вукана Вучика

  1. Метро строиться с 1935г. Но интенсивно строилось в 60-80гг и в постсоветский период.
  2. Метро не справляется с нагрузкой (хотя Вучик утверждал, что оно работает хорошо) (побывайте с утра в первые числа месяца  на станциях Выхино, Комсомольская, Щелковская и пр., осуществите «комфортную» поездку  по таганско-краснопресненской линии).
  3. Он показывает опыт использования легкого метро в Европейских городах с гораздо меньшим населением, чем в Москве (см. статистику по населению ниже)

То, о чем не скажет Вукан Вучик

- Пробки - это проблема переполнения городов, в частности Москвы.
- Каждый день огромное количество людей устремляется в Москву, а вечером из нее.. по причине того, что в области строится ТОЛЬКО жилье! - они стали спальными районами Москвы, а в Москве строятся все новые офисные и торговые центры и создаются новые рабочие места – куда столько!?
- В Москву едут не только из подмосковных городов, едут со всей России и стран СНГ - из-за резкого дисбаланса в экономики городов, что приводит к перенаселению города (почему зарплата учителя в Москве гораздо больше зарплаты преподавателя, скажем, в г. Подольск (а это всего 15 км от МКАД), что там дети другие!?)
- в России строятся автозаводы, увеличивается выпуск автомобилей, растет общее число автомобилей в стране - кто-то же их покупает!? (см. предыдущий пункт)
- Вучик говорит как отсрочить коллапс (или как сделать город удобным для жителей в мягкой трактовке), но не как его решить! - это должно понять общество!, об этом давно говорят эксперты.

Население

По состоянию на 2002г. население в столицах Европейских государств:

Берлин – 3,5 млн.

Брюссель – 1 млн.

Амстердам – 0,8 млн.

Лиссабон – 0.5 млн.

Варшава – 1,8 млн.

Мадрид – 3,3 млн.

Рим – 2,8 млн.

Париж – 2,3млн.

Лондон – 8,2 млн.

Москва – 11,2 млн. (по неофициальным источникам основанном на потреблении продовольствия и использования транспорта 20 млн, я этому верю больше)

Таким образом, ближайший к численности Москвы является Лондон.

Площадь Лондона – 1706,8 км.кв. – плотность населения ~ 4800 чел. /км.кв.

Площадь Москвы – 1070 км.кв. (в старых границах) – плотность населения ~ 11200 чел. / км.кв.

Для справки: население всей Голландии всего 16 млн. чел, что меньше числа жителей Москвы.

При этом Варламов тычет в нее как в образец (скорее образец зависти, чем подражания).

В Москве проживает – 11,2 млн. – по официальной переписке (по неофициальным данным 20 млн., что в 1,7 раза больше), тогда в Московской области – 17 млн. (можно предположить, что по неофициальным данным – 29 млн.)

Таким образом, только в Москве и Московской области проживает ~ 46 млн. чел – это треть страны (ну понятно, что там не только русские, но и приезжие из других стран, но количество населения просто огромное  и это все в  одной области – чувствуете дисбаланс ?) О каких трамвайчиках или легком метро говорит Вучик!? Тут проблема федерального масштаба! При этом стремительно растут миллионы квадратных метров жилья в Московской области. Такими темпами вся страна поместится в одной области – вы считаете это правильно!?

Автомобилизация

Только в  Калуге и Санкт Петербурге ближайших к Москве городах построено около 11 крупнейших заводов по производству иномарок (Московский Renault не считал), позволяющие выпускать около 1 млн. авто в год.

Это не учитывая импортируемые авто из ближайших европейских и азиатских стран, а также стран СНГ.

Не трудно догадаться, где будут востребованы эти автомобили – правильно, там где платят больше!

Сейчас в Москве насчитывается около 4 млн. автомашин, в ближайшее время прогнозируют около 5 млн. , можете представить себе темп роста экономики и числа автомашин в Москве и Московской области, а Вучик все думает как же решить пробки в Москве.

Только ТОП10 автопроизводителей выпускает около 60 млн. автомашин / год.

Можете представить, что будет через 10 лет, если они каждый год  увеличивают число выпускаемых машин и строят дополнительные заводы. И понятно, что машины «оседают» в городах, где больше платят.

Я не уверен (не проверял), но мне кажется, что в том же США экономика относительно равномерно распределена между крупнейшими городами и штатами, поэтому у них более менее равномерная автомобилизация по всей стране, а не только, к примеру, в Нью-Йорке.

Заключение

Безусловно Вучик прав, что нужно развивать общественный транспорт и даже возможно строить дополнительные линии легкого метро в городе и за город (при соответствующем ТЭО), осуществлять реконструкцию трамвайных путей, выделять продуманные полосы для общественного транспорта (автобусы, троллейбусы).

Но если строить только линии легкого метро и рублем ограничивать использование личного автотранспорта, то мы получим это:

Это верхушка айсберга, можно сколь угодно долго выдумывать разные ухищрения и сложные инженерные решения как наладить транспортную систему города, но рост числа жителей и приезжих с ближайших городов и стран СНГ, увеличивающийся парк автомобилей не позволят решить проблему перенаселения и коллапса (не только транспортного).

Мое мнение

  1. Нужно выровнять экономику крупнейших городов и областей (необходимы значительные финансы на развитие регионов, реконструкцию, модернизацию и строительство новых).
  2. Зарплата работников одной профессии не должна различаться между крупнейшими городами страны (кроме специфических).
  3. Цены на продукты должны быть одинаковыми по стране при выполнении п.2.
  4. Необходимо создавать рабочие места в регионах (в областных городах), строить там офисные и торговые комплексы, заводы и пр. (выводить эти торговые и офисные! комплексы из крупнейших городов в область, там где массово строится жилье)
  5. Необходимо создать все условия для людей, чтобы они могли сами выбирать себе город России по душе, не думая о том, что в Москве платят больше!!

А как это сделать пусть думают федеральные органы и президент. Ничего нерешаемого нет.

(но одному Собянину или Шойгу это не победить).

P.S. итог лекции – я подписал у Вукана Вучика его книгу переведенную на русский язык «Транспорт в городах, удобных для жизни».

Буду рад если об этом узнает как можно больше людей.
в идеале:
Илья Варламов (zyalt), Сергей Доля (sergeydolya), Рустем Адагамов (drugoi), Артемий Лебедев (tema), Антон Носик (dolboeb),  Максим Станиславович Ликсутов,  Сергей Семенович Собянин, Сергей Шойгу, Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин

Расскажите друзьям.

В поддержку своих слов обращаю Ваше внимание на:
http://bz.reklaming.ru/soyuz-arxitektorov-vystupaet-za-sozdanie-sxemy-territorialnogo-planirovaniya-strany/
http://www.itar-tass.com/c15/514206.html
http://newsmsk.ru/article/13Sep2012/pereplata_torgovlya.html
http://www.interfax.ru/realty/realtyinf.asp?id=265259&sec=1461
Скоростной трамвай не решит транспортную проблему в Москве:
http://newsmsk.ru/article/27Sep2012/tramvay.html

Очень понравилось простое и понятное сравнение от Shadowizard
"Нельзя вычерпать воду из емкости, куда она постоянно поступает. Надо сначала перекрыть поступление воды и лишь потом уже осушать емкость."

  • 1
Вот Собянин абсолютно верно говорит по поводу Москва Сити.
http://www.itar-tass.com/c15/514206.html
Москва Сити создало 300тыс. "рабочих" мест а об инфраструктуре (в том числе транспортной) никто не подумал..

именно! и Вучик говорит об этом же) возможно на лекции он не акцентировал на это внимание или выразился непонятно. Но по книге он абсолютно разделяет вашу позицию (точнее вы разделяете его) по поводу связи кол-ва рабочих мест и транспортной инфраструктуры. Если конкретнее он много толдычит о необходимости влияния администраций городов на порядок землепользования. Вот лужковская команда распродала все свободные куски земли, кот. советсвкие архитекторы предназначали под увеличение транспорта, а также инфраструктуры для пешеходов. А Вучик объясняет, что перед строительством КАЖДОГО объекта ещё в проекте необходимо заложить пути подъезда и парковок. Если этого нет в проекте, то в нормальных странах администрация тупо заворачивает его и всё! ..а у нас откат и всё..

По поводу дикой диспропорции столицы и регионов - абсолютно с вами согласен! Это возникает в первую очередь из-за неграмотной бюджетной политики, неравномерных дотаций регионов. Да возможно Вучик не в курсе этих наших проблем, ведь у них нет такого жёсткого центрального аппарата.

Одним словом пункты 1-5 "моего мнения" можно выразить так: "нужно вливать деньги в регионы". К сожалению, решить это можно (навскидку) только одним способом: создать сеть региональных столиц. Натурально. Иначе "пылесос" будет работать в одну сторону.

Что же до Вучика... как и с любой "западной" теорией, ее нужно сначала делить на двадцать, вычленять суть и эту суть (а не методы) адаптировать. И для начала, понять, зачем ему эта очаровательная философия... или хотя бы, чем она ему удобна.

так и не понял вы за белых или за красных!? ))))

Пропускная способность полосы со светофорым регулированием 900 автомобилей в час, с разноуровневыми пересечениями -1500 автомобилей в час. Это если нет пробки.
Среднее заполнение автомобиля 1.2 человека.

Так что не все используют машины.

А по сабжу - согласен.

спасибо за теорию с пропускной способностью, но как доказали ученые математики при большом скоплении машин пробка может возникнуть на пустом месте даже если кто-то резко притормозил.. и лавинообразно пойдет "волна".
P.s. если вы живете в Москве и ездите по МКАД, то наверняка попадали в многокилометровую пробку, а когда проехали ее не понимали от чего она возникла - нет ни светофоров, ни аварии, ни сломавшегося по середине дороги.

проблема великая. За короткое время не решить конечно. Плохо если власть хотя бы не определилась с правильным путем. Хотя мнений много разных ...

при все уважении к Вучику, проблема шире, главное чтобы это услышали федеральные власти...
спасибо за перепост!

(Suspicious comment)
опять же нехватка торговых площадей.. строят новые торговые комплексы в москве
http://newsmsk.ru/article/13Sep2012/pereplata_torgovlya.html
кто будет там работать?! - это новые рабочие места.. опять приезжие.

А в такой торговый центр покупатели на метро поедут?
В основном гипермаркеты предусматривают использование покупателями личного транспорта. Значит пробки усугубятся.

http://www.interfax.ru/realty/realtyinf.asp?id=265259&sec=1461
Основная задача - создавать комфортную среду не только для проживания на этих присоединяемых территориях, но и для полноценной работы.

согласен полнлстью,но предложенная вами программа - невыполнимая. Увы. Это лечит только время. Так что альтернатв развитию общественного транспорта - нет


спасибо, что согласны.
а почему ж не выполнимая!? строить нужно и управлять государством (а это люди в первую очередь и экономика - то бишь денежные потоки)...
а не пускать на самотек и осваивать только деньги в свой карман..

повтор коммента без ссылок, чтобы не быть отмеченным к

Конечно существуют платные лекции)

Я так понял, он не занимался серьёзными исследованиями московских и общероссийских проблем пробок, это дело непростое и должно прилично оплачиваться. Поэтому он просто рассказывал об общих способах решения проблем и самом важном из них - развитии ОТ.

Вучик скорее имеет в виду, что метро по сравнению с другим ОТ Москвы работает хорошо. И если бы его не было, то всем кранты :)

Это переводчица называла LRT лёгким метро?) Правильнее будет легкорельсовый транспорт. Он включает в себя, например, скоростной трамвай и другой рельсовый транспорт приоритетности ROW-A. Строительство легкорелься в разы дешевле метро под землёй, поэтому отлично вписывается в города независимо от их величины! Т.е. говорить, что его примеры для малых европейских городов и не будут работать в мск не стоит. Здорово, что власти мск начали всё это понимать =)

Чушь Вы пишете про население Московской области. Откуда 46 миллионов? Во-первых, официально там живет только 6.9 млн (17 - это с Москвой!) Во-вторых, там не сохраняется московская пропорция между официальныим и неофициальным населением. В-третьих, в оцененных 20 миллионах "по продуктам" учитываются 2-3 млн., приезжающие из подмосковья в москву работать. Так что при прибавлении почти максимального числа нелегалов (6 млн) в Москве и Подмосковье живет 25-26 миллионов, а никак не 46 млн. Это 18% населения России максимум.

возможно ошибся..
действительно не 17, а скорее 7 млн...
но нелегалов в области гораздо выше, чем в Москве (ниже стоимость жилья и много "спальных" районов)..
и коэф. тады не 1,7, а как минимум 2.. т.е. население области примерно 14млн. (хотя думаю, что больше)
в итоге общее население порядка 20+14 = 34млн.
спасибо за поправку, хорошо хоть кто то читает..
p.s. дело не в цифрах, а в неправильной градостроительной политике, читайте продолжение по тегу "транспорт"..

Конечно, может я циник, но посмотрев все , что есть в инете по товарищу Вучику , мне все это напомнило приезд ну очень популярного певца 70-х годов ( которого на родине уже и не помнят) в Россию за баблом...

абсолютно верно!
а прочтя вот эту статью станет понятно, почему так сильно "навязывают" трамваи
http://magiq-polit.livejournal.com/51643.html
p.s. для справки - Ликсутов "знаком" с Трансмашхолдингом выпускающим трамваи. )))

Это не заблуждения

> Метро строиться с 1935г. Но интенсивно строилось в 60-80гг и в постсоветский период.
> Метро не справляется с нагрузкой (хотя Вучик утверждал, что оно работает хорошо) (побывайте с утра в первые числа месяца на станциях Выхино, Комсомольская, Щелковская и пр., осуществите «комфортную» поездку по таганско-краснопресненской линии).
> Он показывает опыт использования легкого метро в Европейских городах с гораздо меньшим населением, чем в Москве (см. статистику по населению ниже)

1 - вообще ни о чем
2. "Справляется" - это значит уровень сервиса соответствует затратам в сложивщихся социально-экономических обстоятельствах.
Характерно, что ваша эскалация требований к городскому общественному траснпорту начинается с грандиозного "выравнинвания"
3. Это всего лишь потому, что сверхбольшими городами повелевают слишком "сурьезные дяди". Поэтому в той же Бразилии лучшая система общественного транспорта в г. Куритиба, а не в Рио и Сан-Паулу. В Куритибе нет ничего существенно привлекательного для "дядь" и поэтому в мэры попал архитектор, который был мало озабочен интерсами сильных мира сего.

  • 1